Home

Ребенок и сенсорная интеграция стр.161

Дальнейшее изучение проблемы будет заключаться в более детальном анализе нервных систем мозга. Мы те перь знаем, что с аутизмом связаны лимбическая система и мозжечок, но нарушения обнаружены и в мозговом стволе, и в разных областях коры головного мозга. К тому же есть предварительные доказательства того, что отклонения от нормы, способные сильно влиять на обработку информации, имеются в структуре миелина . Иммуноцито-химические исследования выявили в аутичном мозге дисфункцию, затрагивающую несколько нейропередаточных систем, включая серотонин, ацетилхолин и гамма-аминомасляную кислоту (ГАМК). Несомненно, есть и другие нарушения. Связь этих явлений с морфологическими изменениями в мозге и клиническими симптомами у пациента остается пока областью активного изучения.

Известно, что аутизм - это генетическое нарушение, и хотя специфические гены-виновники еще не выявлены, в подозреваемые уже попало несколько хромосом. Особо пристальное внимание привлекает пятнадцатая хромосома, так как она фигурирует в синдромах Прадера-Вилли и Ан гельмана, которые ассоциируются с аутическими характеристиками. К тому же эта хромосома является локу-сом некоторых субъединиц ГАМК - нейропередаточной системы, страдающей при аутизме.

Наблюдая за поведением и неврологическим развитием, Дж. Айрес продемонстрировала исключительную проницательность. В анализе клинических характеристик аутизма, многие из которых только сейчас становятся очевидными исследователям и медикам, в полной мере проявилось ее новаторское мышление. Ранние наблюдения и работы Дж. Айрес стоят того, чтобы к ним обратиться снова. Все мы многому у нее научились.

10. Оценка и вмешательство

Эрна Императоре Бланче (Ema Imperatore Blanche), Ph.D., сертифицированный лицензированный эрготерапевт, член Американской ассоциации эрготерапевтов.

Доцент клинической практики, кафедра эрготерапии и деятельности человека,

Университет Южной Калифорнии, США.

Содиректор Студии терапии и игр

(Therapy West and pLAy Studio), Лос-Анджелес, США

Читая главу о вмешательстве, мы восхищаемся новаторством мысли и терапевтического подхода Дж. Айрес. Ее стремление помочь ребенку вести самостоятельную жизнь отражает оригинальность Дж. Айрес не только как эрготерапевта, но и как ученого. Она представляла ребенка не в сиюминутном контексте «здесь и сейчас», а как активного участника организации полноценной осмысленной жизни. Сделать жизнь осмысленной и полноценной -это ключевая концепция эрготерапии. Чтобы пробудить в ребенке стремление строить собственную жизнь, надо начинать с его внутренней мотивации к тому, в чем для всех детей содержится смысл, - к игре. В 1979 году идеи Дж. Айрес носили отчасти интуитивный характер и опирались на ограниченный объем исследований, но в последующие 25 лет они стали стержнем терапевтической практики и получили поддержку в научных работах по нейропластичности, контролю за движением, обучению движениям, обработке сенсорных сигналов и эрготерапии.

Многие оригинальные идеи Дж. Айрес продолжают направлять нашу практическую работу. В этой главе автор выделяет пять аспектов вмешательства:


⇐ вернуться к прочитанному | | перейти на следующую страницу ⇒